Коварная ошибка многих тренеров, или на что обращать внимание при работе с тренером

Основную часть информации взял из статьи: 


Автор статьи

Джонатон Янз – помощник директора по силовой и физической подготовке в Университете  Миннесоты

Оригинал статьи:

https://journals.lww.com/nsca-scj/pages/articleviewer.aspx?year=2009&issue=04000&article=00012&type=Fulltext.


Ошибки многих тренеров – Оверкоачинг

В онлайне и офлайне сейчас для тренеров, желающих развиваться, доступно множество обучающих ресурсов, в том числе статьи, видеоролики и практические занятия из большого количества источников. Многие из этих ресурсов содержат подходы к обучению, основанные на исследованиях, и отражают общее повышение профессионализма в этой сфере за последние годы. Однако по ряду причин многие тренеры регулярно допускают типичные ошибки при обучении упражнениям. Будь то вина в использовании традиционных и/или неподдерживаемых методов обучения или неполное понимание множества различных доступных вариантов обучения, в конечном счете именно спортсмен может пострадать от последствий этих тренерских ошибок. 

Распространенные ошибки тренировок, обсуждаемые в этой статье, заключаются в использовании слишком большого количества тренерских реплик, слишком большого количества этапов для обучения простому движению и/или чрезмерной обратной связи. Это заставляет тренера жертвовать ценным тренировочным временем. Такое явление получило название оверкоучинга (overcoaching). В то время как чрезмерная внимательность тренера может замедлить усвоение спортсменом упражнения, она становится более вредной, когда задерживает физическое развитие спортсмена.

Второй вариант наблюдается, когда на протяжении многих занятий тренер заставляет спортсмена отрабатывать подготовительный этап/упражнение, не увеличивая нагрузку до тех пор, пока не сочтет, что спортсмен освоил навык достаточно хорошо. Однако если отработка навыка занимает недели и месяцы без какого-либо значимого прогресса, это перечеркивает саму концепцию силовой и функциональной подготовки. Поэтому тренеру необходимо решить, что для него важнее: идеальная техника всех упражнений, даже не связанных с соревновательной деятельностью, или реальная подготовка к соревнованиям в том виде спорта, которым занимается спортсмен.

Причины Оверкоучинга

Оверкоучинг не возникает на пустом месте. Обычно к нему приводят следующие причины:

  • путаница в поиске оптимального метода обучения
  • чрезмерная забота о безопасности спортсмена
  • зацикленность на безупречной технике упражнений
  • недостаточная уверенность в своих тренерских способностях

Пройдемся по каждому из пунктов

ПУТАНИЦА С МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ

В статье приводят пример с подъемом штанги на грудь, которому по некоторым источникам информации и учебникам, советуют обучать спортсменов этому упражнению от 6 до 12 этапов. Хотя более травмоопасному броску мяча в прыжке в баскетболе обучают в 5, а то и меньше этапов. Тоже самое касается и метания снаряда, который по сложности выполнения в плане техники является, пожалуй, сложнее любого силового упражнения, рекомендуют обучать в 4 этапа.

Но если задуматься такие примеры слишком внимательного разбора движения или упражнения, мешающие более быстрому развитию навыка, встречаются практически в любом виде спорта. Но важно не исключать индивидуальные особенности некоторых спортсменов, с которыми необходимо более подробно разбирать различные движения. Как говорится во всем должна быть адекватность и мера.

ЧРЕЗМЕРНАЯ ЗАБОТА О БЕЗОПАСНОСТИ 

Как и в случае с взятием штанги на грудь и другими, казалось бы, сложными упражнениями в тренажерном зале и не только, тренер может в первую очередь заботиться о безопасном выполнении этих навыков. Хотя безопасность, безусловно, заслуживает похвалы, слишком большое внимание к безопасности и недостаточное внимание к обучению может привести тренера к оверкоучингу. Хотя в тренажерном зале могут возникать технические ошибки, что может привести к травмам, такие сценарии случаются относительно редко. 

Важно, чтобы упражнения преподавались таким образом, чтобы обеспечить безопасное выполнение, но не менее важно, чтобы после освоения навыка спортсмен работал над физическим улучшением (добавляя сопротивление в целях тренировки). В конце концов, одной из целей силовой и физической подготовки является предотвращение травм, и если спортсмен не получает какой-либо значимой тренировки в течение разумного периода времени, он или она не будет менее подвержен травмам, чем кто-либо другой, который вообще не тренировался.

Одержимость идеальной техникой

Все спортсмены различаются по росту, весу, силе, гибкости и другим параметрам комплекции и производительности; нецелесообразно ожидать, что каждый из них будет выполнять упражнение одинаково. То, что эффективно и безопасно для одного спортсмена, может быть неэффективным и небезопасным для другого. Часто упускаемым из виду аспектом учебного процесса является поиск наилучшей техники для каждого отдельного спортсмена и максимальное раскрытие его или ее собственного потенциала. Всегда будет базовая техника или ритм, связанный с любым движением или упражнением, но тренер должен распознавать и учитывать индивидуальные различия стилей, основанные на уникальной структуре и способностях каждого спортсмена. Если тренер может это сделать, в отличие от перетренировки в погоне за «идеальной техникой», он или она ускорит процесс обучения.

Также важно помнить, что большинство спортсменов не соревнуются в видах спорта, которые включают упражнения или движения в тренажерном зале. Например, за исключением соревнующихся тяжелоатлетов. Для тренеров гораздо важнее тренировать этих спортсменов как можно более конкретно для того вида спорта, в котором они на самом деле соревнуются, а не тратить ненужное количество времени на совершенствование движений, не связанных с их видом спорта. После того, как атлет выучил конкретное упражнение, важно, чтобы он начал тренироваться с ним, чтобы стать сильнее или более быстрым, резким (в зависимости от цели упражнения). Если спортсмен не может освоить упражнение (из-за структурных или функциональных особенностей или отсутствия интереса), тренер должен найти другое упражнение для тренировки любого требуемого физического качества. Это может сработать гораздо лучше, чем тратить драгоценное время на повторную отработку упражнения, которое может и не понадобиться для тренировки.

Недостаток уверенности в своих тренерских способностях

Недостаток уверенности в себе у тренеров часто вызван недостатком опыта. Но так бывает не всегда. Некоторые тренеры, обучая новым упражнениям, боятся ошибиться из-за опасений, что спортсмен может получить травму, потерять уверенность в способностях своего тренера или разочароваться в занятиях. Существует множество причин, по которым спортсменам может быть полезно делать небольшие ошибки при разучивании нового упражнения (при условии, что они могут делать это без риска получения травмы). Успешные спортсмены обладают способностью выявлять ошибки в своей работе и, основываясь на такой обратной связи, работают над исправлением этих ошибок. Это не что-то врожденное, а скорее воспитанное и развитое. Если тренер уверен в своих силах и позволяет спортсменам самостоятельно совершать или обнаруживать ошибки, процесс обучения может быть ускорен.

Вывод

Оверкоачинг негативно влияет на обучение и тренировки. Хотя причины чрезмерного коучинга могут быть разнообразными и сложными, решения довольно просты. Если у тренера есть желание вмешаться и продиктовать каждое движение спортсмена, лучший подход может состоять в том, чтобы помочь спортсмену разобраться в ситуации самостоятельно. Тем самым тренер помогает спортсмену развить собственные механизмы обратной связи и способность к самокоррекции. Это ускоряет процесс обучения и может позволить тренеру начать обучение в более короткие сроки, чем при оверкоучинге. 

Вам может также понравиться
Развитие выносливости современный подход
Подробнее

Развитие выносливости, современный подход, обзор исследований 

Что такое выносливость? Статья большая, по этому, запаситесь терпение 🙂 И давайте для начала посмотрим на определения выносливости…
Подробнее
Подробнее

5 основных беговых тренировок необходимых для улучшения результатов на соревнованиях

Для успешного выступления в беговом старте будь то забег на 5 км или ультрамарафон, необходимо составить тренировочный план,…
Подробнее